Форма шеф-поваров

Форма шеф-поваров за последние двести лет претерпела сравнительно мало изменений. Наиболее характерной ее частью является поварской колпак, по традиции на нем имеется от 48 до 100 складок, в зависимости от высоты колпака. Конечно, самый высокий колпак носит самый главный повар. Поварской колпак появился в XVI веке (некоторые, впрочем, полагают, что он возник еще в Византии), когда неудачливые повара нередко подвергались преследованиям и находили убежище в монастырях. Там, чтобы скрыться, они одевались так же, как священнослужители. Высокий головной убор сохранился как знак отличия, сменив цвет с черного на белый. Колпаки требовали тщательного ухода, и повара должны были содержать их в чистоте. Сегодня эта традиция соблюдается не так строго — как правило, только в дорогих ресторанах: в современном «одноразовом» обществе колпаки часто делают из бумаги. Повара перепробовали различные виды головных уборов, включая колпаки без складок, кепки, являющиеся чем-то средним между фуражкой и феской, береты, капитанские фуражки и головные косынки (обычно черного цвета). Несмотря на существующие правила гигиены, все большее число поваров высшего ранга перестают носить головные уборы, полагая, что их узнают и без формы.

 

Eugene Lerch, head chef of the Hotel George V in Paris, 1955

Eugene Lerch, head chef of the Hotel George V in Paris, 1955



Более готовыми к испытанию временем оказались куртки поваров. Обычно это двубортный жакет с белыми или черными пуговицами, иногда с украшениями или вышивкой, обозначающей имя повара или название ресторана. Вероятно, куртку надевали, чтобы защититься от жара и брызг на кухне, поэтому она была двусторонней. По-видимому, эти куртки произошли от кавалеристских гимнастерок, модифицированных при Наполеоне. Они вновь стали популярны в 1960-е годы вместе с гимнастерками под Неру или Сунь Ятсена* (со стоячим воротничком и застежкой посередине). Сам костюм Сунь Ятсена являлся сложным синтезом японской студенческой формы эпохи Мэйдзи**, немецкой военной формы и западного костюма». Другие повара предпочитают куртки в стиле «ципао»*** с воротником-стойкой и завязками сбоку.


Несмотря на непрактичность белой формы при приготовлении пищи, белые жакеты или куртки продолжают оставаться нормой. Но хотя некоторые повара по-прежнему носят традиционные белые брюки, многие предпочитают черные или белые в мелкую ломаную клетку; можно встретить поварские брюки, украшенные мелкими рисунками овощей (лука, артишоков, перцев), так что и здесь наша эпоха вносит свои коррективы. Иначе говоря, форма поваров перемещается из категории медленно меняющейся в категорию быстро меняющейся формы. Но хотя в ней появляются модные элементы, замещающие традиционные, и многие повара одеваются в полосатые брюки, брюки мешковатой формы или брюки с логотипом ЦРУ, все же шеф-повара всегда можно узнать по классическим деталям его одежды.
-------------------------
* Сунь Ятсен (1866—1925) — китайский политический деятель, основатель Гоминьдана.
** Эра Мэйдзи — период в истории Японии с 23 октября 1868 г. по 30 июля 1912 г., когда императором был Муцухито. Император Муцухито взял имя Мэйдзи, которое означает «просвещенное правительство». Действительно, этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением ее как мировой державы.
*** Ципао — женская распашная одежда у китайцев со стоячим воротником, подол обычно разрезан по бокам. Распространена в городах, в деревнях надевают по праздникам.

 

Cook preparing food in bakery. Talinn, Estonia

Cook preparing food in bakery. Talinn, Estonia



Форма других профессий также претерпевает изменения, в которых классические элементы сочетаются с модными тенденциями. К подобным примерам относится одежда работников сферы услуг (например, сотрудников банков, работников туристических агентств или торговых сетей, ассистентов врачей). Сюда же можно отнести профессии, связанные с охраной порядка (полицейские, охранники, работники тюрем). Еще один пример - вышибалы в ночных клубах и пивных. Прежде они одевались в черные брюки и белые рубашки, но теперь носят черные брюки и черные рубашки. Возможно, причина в том, чтобы на одежде не были видны пятна крови, появляющиеся во время драк. Возможно также, что полностью черная форма напоминает форму нацистских СС или итальянских чернорубашечников и является символом силы, устрашения и угрозы. В любом случае черный цвет ассоциируется с авторитетом и серьезными намерениями.

Некоторые виды формы чрезвычайно восприимчивы к моде и поэтому склонны к постоянным изменениям. Представители некоторых профессий могут вообще не носить формы или носить квазиформу. Так, если работники одних косметических салонов выбирают определенную форму, то их коллеги из других фирм могут просто надевать халат или комбинезон поверх повседневной одежды. И если обычные парикмахеры все еще носят, как правило, белую куртку, то работники модных салонов одеваются в обычные модные платья, соответствующие стилю данного салона.

Одежда чиновников, школьников, политиков, садовников подпадает под категорию квазиформы, использующей коды, которым нормативно следуют, но которые не закреплены официально.

 

c. 118-119

следующая страница