Звездный час

военной формы - Наполеоновская эпоха

 

 

Военное влияние на гражданскую мужскую моду не означало, что последняя становилась все более мрачной и аскетичной: одежда военнослужащего той эпохи отличалась яркой окраской и богатством воображения. Например, французы воспринимали правила, определявшие ношение одежды, «с характерной для них фантазией во всем, что касалось украшения». Искусствовед Шарль Бланк замечает:

Солдаты и офицеры, несмотря на разноцветную и разнообразную форму, все еще вынуждены подтверждать, что их первоначальная задача, как видно из стиля их одежды, — это убивать себе подобных (Blanc, цит. по David 2003:6).

Звездным часом военной формы стала Наполеоновская эпоха (1795—1815 годы). В это время были созданы наиболее выдающиеся и роскошные образцы военного платья. Наблюдателей поражали экстравагантность, количество деталей, привлекательность военной формы. Офицеры заказывали себе форму как у военных, так и у статских портных, постоянно соперничая друг с другом в том, что касалось внешнего вида. В это время, в большей степени чем когда-либо, военная форма, благодаря своей элегантности и главном образом из-за своей широкой распространенности оказалась в фокусе эстетического восприятия. Военная форма во всем своем блеске стала Zeitgeist (нем. - дух времени) постреволюционной Европы.

 

French horse mounted division general of Napoleon's troops in 1812

French horse mounted division general of Napoleon's troops in 1812



В этот же период происходит большая стандартизация формы и борьба с индивидуальными прихотями командиров. Возникла связь между цветами и нациями — синий у Пруссии, красный у Великобритании, белый у Австрии и России, белый с синим у Франции. Например, подкладка и отделка различных цветов были частично заменены на номера полков на пуговицах и головных уборах. Становится обычным использование трех форм: ежедневной, боевой и казарменной. Позднее эта диверсификация формы стала отправной точкой для ее адаптации к конкретным условиям службы.


Несмотря на тенденцию к стандартизации, некоторые индивидуальные элементы формы сохранялись. Например, один из наполеоновских маршалов заказывал специальную экстравагантную форму для войск, находившихся под его командованием. Форма была создана по эскизам Луи Франсуа Лежуна (Луи Франсуа Лежун (Lejune), 1775-1848 - генерал наполеоновской армии), который выбрал черный мундир, белый доломан с золотыми галунами, алые брюки, кивер, украшенный перьями цапли, и черный пояс с золотыми бочкообразными пуговицами. Лошади на гусарский манер были покрыты попонами из шкуры пантеры с красными фестонами и золотой оторочкой. Другой наполеоновский маршал, Иоахим Мюрат, каждый день надевал новую форму и выглядел, «как ярко раскрашенный попугай».

 

Portrait of Joachim Murat by Antonio Raffaele Calliano ca. 1775

Portrait of Joachim Murat by Antonio Raffaele Calliano ca. 1775



В то же время войска в целом представляли собой печальное зрелище — одежда их была грязна, выцвела от солнца и дождей. Краски были мало устойчивыми и выгорали: «Реальные цвета современного боя вводят в заблуждение: в действительности доминирующим цветом битвы должен был бы быть грязно-коричневый». Со временем военная форма становилась все более невзрачной. Однако кое-где сохранялись попоны из тигровой шкуры и украшенные шкурой леопарда шлемы. Некоторые существенные черты военной формы наполеоновского времени стали составной частью военной формы последующих эпох.

Отметим вслед за Холландером тот факт, что морская и сухопутная формы «подчеркивали сексуальные детали мужского тела». Внимание дам привлекали не только мужчины в форме, но форма как таковая, способная резко очерчивать силуэт. Некоторые женщины носили «настоящую форму» — например, маркитантки во времена Второй империи (1852—1870 годов). Они носили юбки до колен, надетые поверх длинных брюк, и мундиры того полка, за которым следовали. Более того:

Некоторые женщины, верные моде, носили одежду, сшитую по образцу формы популярных стрелковых полков (например зеленые бархатные платья и шляпы) или гусарской формы. В частности, современная венгерка происходит от гусарского мундира, обшитого галуном и декорированного мехом. Шотландские аристократки носили жакеты и капоры с плюмажем в знак гордости за героизм горских дивизий в битве при Ватерлоо. Высокая мода обзавелась новым цветом — «синий Ватерлоо». Крымская война породила свой цвет — «коричневый альма»*. В 1856 году вошли в моду кожаные ремни, высокие армейские каблуки и пиджаки, имитирующие драгунскую форму. Дольше в женской одежде продержались шерстяные кардиганы** и рукава реглан*** (Myerly 1996:149—50).
----------------------------------------------------
* Альма — река в Крыму. Битва при Альме, в которой войска англичан и французов разбили русских, произошла 20 сентября 1854 г.
** Кардиган — шерстяная кофта на пуговицах без воротника. Название происходит от имени Джеймса Кардигана (Cardigan), 1797— 1855 — английского генерала, командовавшего кавалерией в Крыму. Прославился своей кавалерийской атакой под Балаклавой.
*** Реглан — покрой рукава. Лорд Реглан (Raglan) командовал английскими войсками в битве при Альме.

После коронации Наполеона в императоры в 1804 году мужское придворное платье стало сочетать в себе военную чопорность и аристократическую роскошь. Одежда самого Наполеона тяготела к униформе — как к гражданской, так и военной. В ответ на этот вызов, брошенный военной пропагандой искусству портных, англичане создали свои образцы:

Культ современного героя вращался вокруг фигур Нельсона и Веллингтона как воплощений мужественности: оба были энергичными романтическими людьми (McDowell 1997:56).

 

 

Horatio Nelson by Lemuel Francis Abbott. 1797

Horatio Nelson by Lemuel Francis Abbott. 1797
National Portrait Gallery, London, England, UK



Военная мощь государства подчеркивалась и с помощью одежды, отражающей мужские идеалы, — форма здесь играла важную роль.

Еще одним примером значения военной формы может послужить внешний вид гусарских полков. Гусары -легкая кавалерия с яркой, бросающейся в глаза формой — впервые появились в Венгрии в XV веке и представляли собой элитные кавалерийские части. Наиболее примечательным элементом их ослепительной формы был доломан — цветастый мундир, украшенный двумя рядами золотых пуговиц и шнурами белого, красного или желтого цвета, со стоячим воротничком и остроконечными манжетами. Кроме того, на левое плечо набрасывалась специальная накидка (ментик), иногда сшитая из меха пантеры или какого-то другого дикого животного. Кожаные сапоги до голени, головной убор с кокардой и полевая сумка сабреташ (Фр. sabretache - в буквальном переводе с немецкого sabeltasche - карман для сабли) довершали этот образ. Гусары были опытными разведчиками, стрелками и охранниками и пользовались большой популярностью во многих европейских армиях, причем у каждого гусарского полка была своя форма, отличающаяся цветом и отделкой. Эта чарующая форма являлась ярким дополнением к героическому ореолу, окружавшему гусар:

Их отороченные мехом шинели, мундиры, облегающие лосины отличались разнообразием цветов и оттенков (небесно-голубой, темно-бордовый, серебристо-серый, светло-зеленый, ярко-синий, темно-зеленый), были украшены бахромой, вышивкой, шнурками, лентами и аксельбантами. Их шелковые пояса и меховые шапки (гусары носили каракулевые шапки, а гренадеры — из медвежьего меха)... Эти молодые люди, затянутые в модную форму, воистину имели гордый вид (Michel Ney, цит. по David 2003:12).

 

 

Sergeant Marceau (1769-1796) in French Hussar uniform

Sergeant Marceau (1769-1796) in French Hussar uniform
Colored lithograph of late 18th century



Эта форма отличалась такой сложной детализацией и была настолько стильной, что, казалось, исключала всякую военную деятельность. Со временем гусаров стали воспринимать скорее как «модных персонажей», нежели «военных героев». Молодые люди, не имевшие «никакого намерения рисковать своей жизнью на любом поле боя дальше Пале-Рояля, предпочитали военные воротнички а la hussarde (фр. — по-гусарски и наглухо застегнутые пальто».

Впрочем, постепенно большее внимание начинает уделяться не ярким краскам, а качеству покроя. Офицерская форма сохраняла цветные декоративные элементы, подчеркивающие количество совершенных подвигов или обозначающие чин, но со временем власть, статус и место в иерархии стали выражаться через «приглушенные» цвета — черный, серый, синий, белый и хаки. Яркие же цвета использовались для галстуков, головных уборов, украшений, медалей. Благодаря этой комбинации французской военной форме «завидовала вся Европа». Это побудило другие европейские страны вступить в соревнование за «самую ослепительную и блестящую» военную форму»:

Грудь подбивалась, талия стягивалась, на бедра натягивались туго облегающие лосины, а на ноги - блестящие кожаные сапоги. Украшения отличались многообразием: серебряные аксельбанты, золотые погоны, канты, ленты на эфесах шпаг бархатная отделка, серебряные и золотые пуговицы, шелковые лацканы, медвежьи шапки, кивера (ивер представлял собой остроконечный головной убор цилиндрической формы, украшенный перьями (Schick 1978:246; Alber 199:44-6), шлемы с гребнями и развевающиеся плюмажи. Цвета тоже отличались экстравагантностью. Мундиры, ментики и брюки, казалось, могли быть любых оттенков — вишневого, небесно-голубого, желто-зеленого, малинового, сизого, индиго (McDowell 1997:78-9).

Макдауэлл полагает, что эта страсть к зрелищности стала результатом стремления объединить в образе военного символы героизма, физической силы и сексуальной доблести. Что особенно важно, в наполеоновский период военная форма в европейских странах окончательно утверждается как ключевой компонент моды и эстетики внешнего вида.

 

Churchill as Hussars Officer, 1895
Черчилль в гусарской форме форме. 1895 г.

 

Последствия этого «переворота» были огромны. Модная военная форма создавала атмосферу товарищества и esprit de corps (фр.- кастовость, корпоративный дух) в военной среде. Как пишет Дэйвид,

Количество примеров влияния военной моды не удивляет: найдется немного видов одежды, будь то женская или мужская, которая может сравниться с полной офицерской формой по части визуального влияния и сексуальной привлекательности (David 2003:16).

 

С. 29-34

 

следующая страница