Колониальный стиль формы и камуфляж

КОЛОНИАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ФОРМЫ

Вернемся к роли формы в британских колониях. Очень часто колонизаторы использовали коды, в которых сочетались элементы военной или морской формы с элементами национальной одежды. Иногда туземные правители предпочитали одеваться в европейскую форму. Например, в 1860-е годы камбоджийский король Нородом I был сфотографирован в форме французского фельдмаршала. Десятью годами позже он уже носил французскую генеральскую фуражку, мундир и сампот (традиционное камбоджийское платье с запахивающейся юбкой ниже колен). Еще позднее администраторы выбрали этот колониальный костюм в качестве своей униформы. Местные жители пользовались адаптированными западными кодами в одежде, чтобы угодить колонизаторам. Вместе с тем эти же коды могли применяться и для выражения националистических и сепаратистских требований.

Кон проследил за влиянием одежды на колонизацию Индии Британией. Он доказывает, что споры, разгоревшиеся вокруг тюрбанов сикхов, отражали общую дискуссию об одежде в колониальной Индии и в конечном итоге привели к появлению формы индийского сопротивления в XX веке. Сперва британцы предпочитали одеваться не так, как местные жители, стараясь подчеркнуть свое отличие от них, но вскоре они поняли, что обмен одеждой может служить инструментом борьбы за власть:

Одежда — не просто покров и украшение тела. Ее нельзя понимать только как метафору силы и власти, как символ. Во многих случаях одежда в буквальном смысле является властью. И эта власть может передаваться от человека к человеку, создавая коллектив соратников правителя, разделяющий часть его сущности (Cohn 1989:312-13).

Утверждая свою колониальную власть, британские правители изменили форму церемониальной одежды, чтобы наградить «заслуживших» этого индусов. Но когда индийские принцы наносили визиты королеве Виктории в Виндзоре*, от них требовалось являться в традиционном индийском королевском платье, а не в европейских костюмах. Этот двусторонний обмен символами происходил и в британских войсках, которые заимствовали некоторые элементы индийской одежды (например, камербанды** и шарфы-пагри — полотняные повязки, которые накручивались поверх плетеных шлемов, кепок или шляп, и даже тюрбаны и кривые шашки). В то же время индийские войска одевались либо в простую английскую форму, либо так, как английская фантазия рисовала одежду «экзотических людей». Неудивительно, что когда началась борьба за независимость Индии, она проявилась и в отстаивании права носить собственную форму. Форма хади*** состояла из белой полотняной дхоти****, сари или пажамы***** курты****** и маленькой белой шапочки. По этой форме отличали активистов, и в конечном итоге Ганди ввел форму Индийского национального конгресса. Благодаря манипулированию значением одежды хади, по словам Неру, стала «символом свободы». «Форменная лихорадка» стала важным инструментом в преобразованиях, происходивших на «передних рубежах» моды. Некоторые современные стили (например костюм сафари и саронг*******) являются наследием этой эпохи.
--------------------------------
* Виндзор (Windsor) - город в Великобритании, главная летняя резиденция английских королей.
** Камербанд (cummerband) - широкий пояс-шарф.
*** Хади (khadi) - домотканое полотно.
**** Дхоти (dhoti) - набедренная повязка индусов.
***** Пажама (pajama) — длинная сорочка.
****** Курта (kurta) - длинная свободная рубаха.
******* Саронг (sarong) - индонезийская и малайская женская и мужская национальная одежда, подобие длинной юбки, образованной длинным куском ткани, обернутым вокруг нижней половины тела от талии до щиколоток.


КАМУФЛЯЖ

С появлением партизанских методов ведения войны, оружия массового уничтожения и электронных средств слежения вопросы, связанные с защитной одеждой, встали на первое место. Во время Первой мировой войны камуфляж применялся только для того, чтобы скрыть орудия нападения и средства передвижения (исключением были немецкие штурмовые отряды, бойцы которых вручную раскрашивали свои каски яркими геометрическими рисунками, чтобы быть менее заметными). Только в 1930-е годы войска СС начали экспериментировать с различной камуфляжной окраской, используя рисунки в виде веток деревьев и дубовых листьев. Когда выяснилось, что уменьшение потерь объясняется использованием камуфляжа, стали разрабатываться другие виды защитной окраски — тигриная шкура, дубовые листья в виде колец, пальмовые ветви, лягушачья кожа.

 

 

Soldier in the camouflage



Выбор рисунка и цвета зависел от места боевых действий. В ходе войны во Вьетнаме каждая армия разработала собственную защитную форму (тигровые полосы, охотничья окраска, ветви деревьев). После образования НАТО и окончания холодной войны был изготовлен специальный городской камуфляж и камуфляж для ведения боевых действий в пустыне. Эти виды камуфляжа были усовершенствованы после войны в Заливе (1990 год) и конфликта в Косове (2003 год). К концу 1990-х годов в мире существовало более 350 видов защитной формы, и разные армии пользовались различными видами камуфляжа. Современные разработки в области военной формы в большей степени связаны с созданием термозащитных тканей и тканей, автоматически реагирующих на изменение условий окружающей среды.

Еще к началу Второй мировой войны требования практичности стали играть большую роль в формировании кодов военной одежды, нежели мода — разрыв между утилитарной и декоративной военной формой, воссоздающей военные традиции прошлого, все более увеличивается.

 

 

Camouflaged Russian Snipers

Камуфляж советских снайперов. 1943 г.



Армия США в 2004 году ввела боевую форму одежды, использующей камуфляж, разработанный с помощью самых современных технологий* (светло-зеленого, желто-коричневого и серого цветов) и предназначенный для всех родов войск. Многие элементы традиционной формы отошли на задний план. Новая форма готова к использованию сразу после стирки, сшита из нервущейся ткани, сделанной из смеси хлопка и полиэстра. Мундиры застегиваются на молнию и снабжены короткими легко поднимающимися и опускающимися воротничками и косыми карманами на липучках. Под мундиром носится водозащитная желтая футболка. Брюки сшиты в стиле карго** с косыми карманами на икрах, талией со шнуровкой и эластичными манжетами. Замшевые башмаки (с подкладкой из гортекса*** для холодного климата) заменили привычные черные блестящие ботинки. Вместо широкополой панамы носится берет или полотняная фуражка. Изменения рассчитаны на «более крупных и мускулистых» солдат и позволяют с большим удобством нести тяжелое вооружение. Возможно, новая форма даст начало свежим тенденциям моды, но некоторые комментаторы уже заметили, что «она напоминает пижамную пару».
------------------------
* Для обозначения этой формы в английском языке появилось специальное слово digicammy - от digital (цифровой) + саmmу (камуфляжная военная форма).
** Основной чертой стиля карго является многослойность и экономичность. Для этого стиля характерно обилие карманов.

* Гортекс - отличающийся высокой водонепроницаемостью "дышащий» материал.

 

 

с. 39-43

следующая страница