История женской спортивной одежды

История мужской спортивной одежды тесно связана с возникновением современных представлений о мужественности и дисциплине. История же женской спортивной одежды, как уже говорилось, носит довольно противоречивый характер. Многие исследователи отмечают, что через занятия спортом женщины выражали «вновь обретенную свободу». В начале XX века женская одежда отражала моду, а не функциональность, и состояла из шляпы, лифа с вырезом, узких рукавов, корсажа, нижней юбки под длинными юбками. Вплоть до 1920-х годов, играя в теннис, женщины носили корсеты. Почему же если мужчины на протяжении полстолетия носили специализированную одежду, отвечающую и требованиям моды, и соображениям функциональности, то женщинам понадобилось значительно больше времени, чтобы носить удобную спортивную одежду, не вызывая кривотолков?

 

Daisy and Violet Hilton, the Siamese twins form San Antonio, 1925

Daisy and Violet Hilton, the Siamese twins form San Antonio, Texas go in for their first dip of the season in the pool at Palisades Park, 1925



В 1830-е и 1840-е годы в школах для девочек с энтузиазмом восприняли идею спортивных занятий и здорового образа жизни. Начиная с 1860-х годов растет число подобных заведений, проповедовавших физические упражнения как часть школьной программы. Для этих занятий была введена специальная гимнастическая одежда в «турецком» стиле: свободные брюки, собранные на щиколотках и носившиеся под свободной юбкой, затягивавшейся на талии. Со временем свободные брюки трансформировались в спортивные брюки, а юбка — в спортивную юбку с кокеткой или блузкой. С конца 1880-х до конца 1920-х годов этот наряд являлся стандартной гимнастической формой. В 1893 году Баттерик* опубликовал выкройку гимнастических брюк, что явилось откликом на потребность в дешевой и функциональной одежде. (Баттерик Эбенезер (Ebenezer Butterick), 1826—1903 — американский изобретатель, модельер, бизнесмен, основатель фирмы The Butterick Fashion Marketing Co. Считается создателем бумажных выкроек, которые революционизировали домашний пошив одежды).

В свою очередь, появление гимнастического костюма стало началом движения по реформированию одежды, что, впрочем, не означало, что женщинам разрешалось обнажать свое тело на публике. Эта одежда носила строго частный характер и была предназначена только для гимнастических залов и школьных игровых площадок. Носить ее можно было вдали от публики, в особенности от мужской. О свободной одежде не могло быть и речи: женщины одевались в соответствии с господствующей модой даже тогда, когда женские спортивные соревнования стали публичными (например, теннисные турниры, возникшие в 1900-е годы).

 

Sheila Muldowney is U.S. Senior Woman Champion, 1955

Sheila Muldowney is U.S. Senior Woman Champion as well as holder of the Swiss International Skating Championship, 1955



В начале XX века девушки носили специальную спортивную форму: для игры в крикет — белые блузки с розовыми брюками или бриджами (скромно затянутыми на щиколотках), для хоккея — саржевые юбки до щиколоток, для тенниса — фартуки с карманами. Когда занятия физкультурой укрепились в школьной программе, гимнастическую форму стали использовать и в других играх и спортивных упражнениях. У мальчиков такой формой были джерси и шорты, у девочек — белые блузки и гимнастические брюки или юбки. В качестве обуви использовались легкие парусиновые туфли на резиновой подошве. Постепенно блейзеры, галстуки, ленты на шляпах, джерси, юбки, носки или чулки приобрели и свои специфические цвета.

Изобретение велосипеда породило новый вид досуга и соответствующую одежду. У мужчин это были твидовые пиджаки и фланелевые брюки. Казалось, появился прекрасный повод ввести в обиход функциональную женскую одежду, однако, несмотря на настойчивые усилия реформаторов убедить женщин носить брюки или юбки-брюки, они продолжали надевать на велосипедные прогулки длинные юбки и короткие облегающие жакеты. С появлением автомобиля возник обычай проводить свободное время в автомобильных прогулках, что повлияло на рост популярности свободной одежды (халаты от пыли и пиджаки для гольфа). Женская же одежда продолжала следовать городской моде, а не функциональности.

К 1880-м годам самым популярным женским видом спорта стал теннис. В XX веке он был одним из первых — и одним из немногих — видов спорта, в котором женщины могли демонстрировать свои возможности перед восторженной публикой. Это был спорт, для которого функциональная одежда буквально напрашивалась, однако и здесь она приживалась с трудом. Когда Мэй Саттон* в 1905 году появилась в блузке с короткими рукавами и юбке на 4—6 дюймов выше земли, ее соперница обратилась с жалобой и Саттон не разрешили выйти на корт, пока край юбки не был опущен до положенной высоты.
------------------------
* Саттон Мэй (May Godfrey Sutton), 1886—1975 — американская теннисистка, первая американка, победившая в одиночном женском турнире в Уимблдоне.

 

May Sutton, national champion of the Women's National Tennis Tourney which in 1904

May Sutton, national champion of the Women's National Tennis Tourney which in 1904



Ношение корсетов было обязательным. В Уимблдоне над печками в женской раздевалке даже была установлена металлическая перекладина, на которой можно было высушить — часто окровавленный — корсет. «Это было малоприятное зрелище», — вспоминала английская теннисная звезда Бетти Райан, позволившая себе в жаркий день 1921 года перед матчем вынуть из корсета костяной каркас. Правила требовали, чтобы спортсменки носили длинные платья и рубашки с длинными рукавами: скромность и благопристойность были превыше всего.

В 1919 году Сюзанна Ленглен* шокировала Уимблдон, выйдя на корт в юбке и блузке от Пату**, но без чулок и нижней юбки. В 1920-е годы силы культурного авангарда (к которым можно отнести популярность «мальчишеской внешности» и распространение танцевальной музыки) сделали одежду более удобной для активной жизни. Занятия спортом часто становились формой проведения досуга, и начался процесс сближения спортивной одежды и одежды для отдыха. Например, среди мужчин стало популярным надевать в выходные белые брюки и легкие светлые туфли, удобные для игры в крикет и теннис. В 1930-е годы уже допускалось, чтобы мужчины носили шорты. Впервые шорты были надеты Банни Остином*** на корте клуба «Форрест Хиллз» в штате Нью-Йорк в 1932 году. Чтобы не отставать, американки Элен Уиллз-Муди**** и Элен Хал Джекобе*****, известные как «две Елены», также вышли в шортах в Уимблдоне.
----------------------------------
* Ленглен Сюзанна (Suzanne Rachel Flore Lenglen), 1899—1938 — французская теннисистка, выиграла 31 приз в турнирах Большого шлема, считается первой международной звездой женского тенниса.
** Пату Жан (Jean Patou), 1880—1975 — французский дизайнер, кутюрье. Известен своими моделями женской спортивной одежды.
*** Банни Остин (Henry Wilfred «Виппу» Austin), 1906—2000 — английский теннисист, до 2005 г. был последним англичанином, дошедшим до финала Уимблдонского турнира. Был первым, кто надел шорты на официальный матч.
**** Уиллз-Муди Элен (Helen Wills Moody), 1905-1998 - американская теннисистка, многие считают ее величайшей теннисисткой в истории мирового тенниса.
***** Хал Джекобе Элен (Helen Hull Jacobs), 1908-1997 - американская теннисистка, отмечена в Международном зале славы тенниса.

Несмотря на осуждение, популярность таких игроков, как Ленглен, означала, что их одежда принята публикой в качестве новой моды. Весьма быстро длинные юбки и неудобные блузки сменились свободными белыми одеждами и модными лентами для волос. Конечно, по нынешним стандартам в этом не было ничего рискованного. Вслед за этим, в 1930-е годы, шорты стали привычной женской одеждой — например на пляжах, — хотя все еще оставались предметом споров.

 

Коко Шанель

Коко Шанель


Трудно переоценить роль Коко Шанель в коренном изменении наших представлений о повседневной одежде. В 1920-е и 1930-е годы она, фактически в одиночку, пропагандировала мужскую моду для женщин. Шанель взяла за основу загородную одежду английских аристократов и включила ее элементы в женские фасоны. Она также адаптировала матросский костюм и мужской свитер применительно к женщинам. Возможно, ее самым смелым нововведением было использование вязаного джерси, из которого до этого изготовляли только мужское нижнее белье. Карл Лагерфельд, ставший главным дизайнером фирмы после смерти Коко, говорил, что использование Шанель джерси для верхней одежды было более шокирующим, чем все, что он мог сам сделать в своей карьере. Шанель любила чистые ниспадающие линии джерси и основала собственную фабрику, выпускавшую различные виды этой материи для пошива женской одежды. Преимущества джерси быстро оценили, и из него стали шить многие виды спортивной формы, включая футболки, комбинезоны, гетры, трико и купальные костюмы.

 

с. 134-139

следующая страница