Спортивная одежда в обществе потребления

Хотя к началу Второй мировой войны все тенденции, характерные для современной спортивной моды, уже проявились, война дала им новый толчок. Форма влияла на повседневную моду. Недостаток сырья компенсировался популярностью домашнего шитья и переделкой старой одежды.

Возможно, наиболее значительным и долговременным фактором, повлиявшим на бурный рост промышленности, выпускающей спортивную одежду, было появление новых материалов — нейлона и парашютного шелка: они предоставляли абсолютно новые возможности пошива одежды. Главным победителем был нейлон. Сперва его взяли на вооружение военные, но затем оказалось, что его можно использовать и в гражданской жизни. Впервые в спорте он был применен футбольной командой университета Нотр-Дам из штата Индиана в 1941 году. Выяснилось, что спортивная одежда, сшитая из нейлона, идеально подходит для дождливой и грязной погоды:

Нейлоновые штаны, весившие в четыре раза меньше обычных молескиновых*, оказались спасением на грязном поле, поскольку не впитывали влагу и к ним не прилипала глина... Команда университета Саут-Бенд носила одну форму шесть лет (Handley 1999:48-52).
----------------------------
* Молескин (англ. moleskin, от mole — крот и skin — кожа) — плотная, прочная хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая усиленным сатиновым переплетением.

После вступления США в войну нейлон и искусственный шелк стали приоритетными материалами для военных нужд. Это, в свою очередь, породило моду на эти материалы, и производство не поспевало за спросом. Если сначала нейлон использовали для производства чулок, то вскоре он нашел и другое применение: нижнее белье, верхняя одежда, ткани для бытовых нужд, даже мебель. Развитие послевоенного общества потребления, основанного на взаимодействии спроса и предложения, повлияло на производство синтетических тканей и готовых товаров массового потребления. И еще одно обстоятельство сыграло важную роль: модные журналы все чаще и чаще помещали фотографии, отражающие тенденции к менее формальной и ориентированной на потребителя одежде. Спортивный стиль в моде становился нормой.

 

Gussie Moran poses here in her dressing room before her match with Pauline Betz, at Madison Square Garden, 1950

Gussie Moran poses here in her dressing room before her match with Pauline Betz, at Madison Square Garden, 1950



Несмотря на эти изменения, женская теннисная форма продолжала вызывать споры. В 1949 году дизайнер Тед Тинглинг сделал для Гусей Моран (Gertrude «Gorgeous Gussie» Moran) костюм, состоящий из кружевных трусиков и короткой юбки. Блестящая итальянская теннисная звезда Леа Периколи шокировала в 1950-е годы зрителей шортами в обтяжку и трусиками с рюшами. Тинглинг продолжал одевать спортивных звезд до 1970-х годов, используя кружева, рюши, всевозможных цветов блузки без рукавов и панталоны, которые были видны из-под мини-юбок. Его вкус вызывал негодование у консервативных членов теннисного братства, но приводил в восторг публику. Такая одежда стала нормой.

Затем, в 1985 году, Энн Уайт* вышла на Уимблдонский корт в облегающем трико, и это произвело фурор. В XXI веке споры вызвала одежда Серены и Винус Уильяме** — яркая, сделанная из лайкры и микроволокна, обнажающая тело и часто плохо сидящая. В 2004-м Серена играла в еле закрывающем ее костюме из синего денима и в денимовых гетрах, похожих на портянки, что вызвало новое неодобрение. Если история и учит нас чему-то, так это тому, что споры о «достойной и приличной» женской спортивной одежде никогда не прекратятся.

 

2009 AELTC Wimbledon Tennis Championships Ladies final: Serena Williams USA Vs Venus Williams USA

2009 AELTC Wimbledon Tennis Championships Ladies final: Serena Williams USA Vs Venus Williams USA



Основные элементы спортивной формы в значительной степени остались теми же и в XXI столетии, хотя новые синтетические ткани и расширение представлений о приличиях привели к определенным революционным изменениям в дизайне спортивной формы. В целом можно утверждать, что после некоторых споров спортивная мода перешла из области чистого спорта в повседневную жизнь. В качестве примеров можно привести слитный купальный костюм Аннет Келлерман***, белый теннисный костюм Сюзанны Ленглен (без чулок, нижней юбки и рукавов), мини-юбки для гольфа Яны Стефенсон****, теннисные шорты Мартины Навратиловой*****, костюмы для плавания и легкой атлетики, теннисная форма из микроволокна. По этим примерам можно проследить историю увеличения неформальности одежды и увеличения ее функциональности.

 

Martina Navratilova in Jubilant Mood After Winning Open Championship, 1983

Martina Navratilova in Jubilant Mood After Winning Open Championship, 1983


-----------------------------
* Уайт Энн (Anne White), p. 1961 г. — американская теннисистка.
** Уильяме Серена и Винус (Serena and Venus Williams), p. 1981 и 1980 гг. — американские теннисистки, родные сестры.
*** Келлерман Аннет (Annette Marie Sarah Kellermann), 1887— 1975 — австралийская профессиональная пловчиха, киноактриса и писательница.
**** Стефенсон Яна (Jan Stephenson), p.1951 г. - профессиональная австралийская гольфистка.
***** Навратилова Мартина (Martina Navratilova), p. 1956 г. — американская теннисистка чешского происхождения, считается одной из величайших теннисисток мира.

Благодаря целому ряду факторов, связанных с ключевыми моментами социального развития, — индустриализацией, урбанизацией, мировыми войнами, циклами экономического процветания, техническими и технологическими достижениями (например, фотографией, кино и новыми средствами массовой информации; новыми тканями и материалами; механизацией производства; массовым производством), произошли новые изменения в моде. С самого зарождения спортивная одежда находилась в тесной связи с модой и повседневным платьем. И эта связь становилась все более тесной.

 

с. 139-142

следующая страница