Превращение спортивного стиля в повседневную моду

Спортивная одежда существует потому, что американские женщины стали жить быстро меняющейся жизнью (дизайнер Майкл Коре).

В этой главе речь пойдет о том, как специализированная одежда для спортсменов стала основой современного повседневного платья и растущей областью моды. Во второй половине XX века спортивная форма, с одной стороны, все более специализировалась, с другой, все более сближалась с повседневной одеждой. Ее производство стало частью гигантского международного бизнеса.

Спортивная одежда сделалась частью молодежной субкультуры, молодые люди идентифицируют себя со спортивными героями в не меньшей степени, чем с кино-и поп-звездами. К 1960-м годам спортивная одежда в США стала составной частью высокой моды, и эта тенденция быстро распространилась по всему миру.

 

Street wear



Начиная с 1950-х годов спортивная одежда доминировала в кино, популярной музыке и потребительской культуре, что было обусловлено «демократизмом» нравов, влиянием американской массовой культуры и культом свободного времени.

В ответ на возросший спрос многие компании, производившие одежду, стали выпускать «спортивное» платье и одежду для отдыха. Кроме того, некоторые из них всерьез занялись производством новых искусственных тканей, которые не только были дешевле шерсти и хлопка, но были легкими, водонепроницаемыми, к ним не липла грязь. Такие компании, как Du Pont, Courtaulds и ICI, разработали новые синтетические волокна на основе нейлона, искусственного шелка или полиэстра: дакрон, трайсел, орлон, терилен, куртель, а также предшественника лайкры — нить К. Все эти материалы очень быстро стали популярны.

Благодаря «устойчивости к внешним воздействиям», малому весу, долговечности и удобству (например, возможности надеть сразу после стирки) новые материалы были идеальны для изготовления спортивного платья. Из них стали делать одежду для плавания, занятий лыжным спортом, гимнастикой, бейсболом, баскетболом, хотя некоторые виды спорта и сопротивлялись их продвижению — легкая атлетика, бокс, хоккей, футбол. Но лыжный спорт принял новые ткани с готовностью, а поскольку одежда для него во многом служила образцом для моды, она повлияла на обыденное платье. Стеганые нейлоновые анораки и лыжные брюки пользовались успехом не только из-за своих практических качеств (например, из-за теплоизолирующих свойств), но и потому что были модными. Так, например, образ Эммы Пил* из британского телесериала «Мстители», одетой в облегающий футуристический костюм, сыграл большую роль в изменении взглядов на идеальную женскую форму и в успехе облегающих моделей одежды.
----------------------------
* Эмма Пил (Emma Peel) — героиня британского шпионского телесериала «Мстители» (The Avengers), сделанного в жанре фэнтези и вышедшего на экраны в 1960-е гг. Роль Эммы Пил сыграла английская актриса Диана Ригг (Enid Diana Elizabeth Rigg).

 

 

Fight arranger, Ray Austin, gives actress, Diana Rigg, 1965

Fight arranger, Ray Austin, gives actress, Diana Rigg, an ungentlemanly karate blow as he prepares her for the television program, The Avengers, 1965




Применение в спорте акриловых материалов быстро привело в 1960-е годы к появлению новой модной одежды: комбинезонов, колготок, одежды для сна, нижнего белья, маек и слаксов. Исследователи называют 1960-е и начало 1970-х годов «зенитом моды на синтетические ткани». Этому в значительной степени способствовало то, что синтетика была принята парижскими и позже — американскими модельерами. И поскольку американская мода доминировала, синтетические ткани стали основой повседневной одежды.

На количество экспериментов с новыми тканями и новыми подходами к моделям одежды оказала влияние и лондонская поп-культура эпохи «веселых шестидесятых», в особенности культура тинэйджеров. Предпочитаемые этой культурой модели отличались смелостью, обнажали значительную часть тела, были ярки, многоцветны и использовали много синтетики. Но в первую очередь они были спортивны. Уже к 1970-м годам одежда спортивного типа поднялась до статуса высокой моды, возникло понятие «спортивной моды». Термин ввел американский дизайнер Рой Хальстон, благодаря которому спортивная одежда вошла в основное русло моды. Он предпочитал неброскую элегантность и использовал облегающие материалы для создания мини-платьев, комбинезонов, брючных костюмов и кашемировых двоек. Хальстон «придал спортивной одежде изысканность, которая до того была невозможна».

Крупные фирмы-производители ориентировались на доступную одежду спортивного типа, предназначенную для широкого рынка, вовсе не обязательно «изысканную»:

Последние образцы одежды спортивного типа ориентированы на возрастные группы от 18 до 34 лет. Каждый, кто ее носит, может выглядеть молодым, здоровым и активным. Реклама этой одежды связывает ее со здоровой и активной жизнью. Спорт моден; ассоциации со спортом придают коллекциям современный дух (O'Mahony and Braddock 2002:132).

В тот момент, когда уже казалось, что синтетика победила остальные материалы, все переменилось. В 1970-е годы синтетика сделалась синонимом плохого вкуса, а словосочетание «дакроновый диско» стало ругательным, несмотря на популярность таких коммерческих групп, как АВВА.

 

Sport Ladies Moda Perforated Leather Jackets

 



Производители всеми силами пытались сбыть накопившиеся запасы синтетики с помощью рекламных акций. И хотя публика отвернулась от синтетики, компании продолжали экспериментировать с новыми тканями. Основные усилия были направлены на создание смесовых тканей, в которых были бы не видны ингредиенты синтетического волокна. В частности, были разработаны новые подходы к получению материалов улучшенного качества для профессиональных спортсменов, позволявшие им добиваться серьезных достижений.

Определенное влияние на западную моду оказали японские дизайнеры — Реи Кавабуко, Иссе Мияке, Йошики Хишинума и Юнья Ватанабе. Их подход к линиям, покрою и использованию технологических средств был радикально новым. Так, при изготовления одежды они пользовались не швейными машинками, а современными станками:

Полиэстр, жатый нейлон, тафта из микроволокна и моноволоконная марля подвергались химической и термической обработке и из них создавались оболочки для человеческого тела. Ткани делались волнистыми или морщинистыми, или, наоборот, гладкими и глянцевыми (Handley 1999:134).

В этой истории сошлись самые разные факторы: одежда, созданная для улучшения спортивных результатов, стала частью высокой моды; революция в производстве тканей повысила комфортность, долговечность и устойчивость тканей к внешним воздействиям, бросив вызов традиционным материалам; возникли субкультуры, связанные с определенными видами спорта (например, серфингом, лыжами, сноубордингом, туризмом, верховой ездой или велосипедным спортом), которые во многом определили развитие молодежной культуры.

 

с. 143-147

следующая страница