Лайкровая революция в спортивной одежде

Новые технологии позволяли тканям более эффективно взаимодействовать с телом. Ткань «становилась второй кожей», то есть полностью соответствовала своему назначению — способствовать повышению спортивных результатов (примером служат лыжные костюмы победителей зимней Олимпиады 1988 года). Ярким выражением этой революции в производстве тканей стала лайкра, «чудо-материал» современности. Она была разработана в 1958 году, в 1960-е появились лайкровые трико и купальные костюмы, новым материалом заинтересовались и производители одежды для лыжного спорта. Позднее, благодаря удивительной эластичности, лайкра стала активно использоваться в качестве основы для корсетов и бюстгальтеров. В середине 1970-х годов она распространилась повсеместно, что совпало по времени с ростом пропаганды здорового образа жизни. Лайкра стала использоваться при создании одежды для занятий физкультурой, женского белья и модной одежды. После таких ориентированных на молодежного зрителя фильмов, как «Бриолин»* и «Слава»**, производство спортивной одежды в качестве одежды для отдыха приняло невиданные масштабы. К 1980-м годам лайкровые гетры, трико, майки и колготки были повсюду — от подиумов и гимнастических залов до торговых центров, офисов и садовых участков. Вскоре профессиональная спортивная одежда появилась в самых разнообразных областях: одежда для гимнастики, танцев, аэробики, плавания и даже вечернее платье включали в себя облегающие детали, сделанные из синтетики.

 

John Travolta and Olivia Newton-John pose on car hood with cast in Grease, 1978

John Travolta and Olivia Newton-John pose on car hood with cast in Grease, 1978


-------------------------
* «Бриолин» (Grease) - реж. Рэндал Кляйзер, 1978 г. Американский фильм, в котором воссоздается жизнь американской молодежи в 1950-х гг.
** «Слава» (Fame) - реж. Алан Паркер, 1980 г. Американский фильм о судьбах студентов нью-йоркской Высшей школы исполнительского мастерства.

С 1980-х годов возникает мода носить нижнее белье в качестве верхней одежды, мода, которая сохраняется и поныне, способствуя сближению спортивной одежды с повседневной. Лайкра стала ключевым атрибутом современной массовой культуры из-за своей гибкости, удобства и сексуальных коннотаций. Она с неизбежностью проникла в поп-музыку, в костюмы эстрадных звезд (в качестве примеров можно привести Мадонну,  Кайли Миноуг, Шер). Если звезда надевала наряд, созданный каким-то дизайнером, рост продаж этой марки был гарантирован. Успех таких брэндов, как Tommy Hilfiger, Stussi и Massimo в значительной степени объясняется карьерой звезд.

 

Madonna poses for a portrait during a photo shoot for Interview Magazine, 1982

Madonna poses for a portrait during a photo shoot for Interview Magazine, 1982



Сближение спортивной и повседневной одежды усилилось и благодаря популярности стиля американских баскетболистов и рэперов. Уличная одежда приобрела черный цвет, стала мешковатой и свободной, повсеместно распространились бейсболки и «спортивные» туфли или кроссовки. Увлечение городской культурой «черных» привело к глобализации молодежной моды, основой которой была уличная и спортивная одежда их кумиров. С другой стороны, некоторые спортивные звезды стали рекламным лицом брэндов — как Майкл Джордан для Nike.

Фирменный стиль Nike — лайкровый и шерстяной силуэт — вошел в повседневную одежду и создал образ, выходящий за пределы спортивных ассоциаций, образ активного, устремленного, заботящегося о своем здоровье человека. Облегающая одежда марки Nike, черная или разноцветная, создавала формы и образы, отражавшие атмосферу ночных клубов (Quinn 2002:187).

 

Kylie Minogue stands on stage during the John Lennon Tribute concert, 1990

Kylie Minogue stands on stage during the John Lennon Tribute concert



Прошло немного времени, и Nike стала излюбленной одеждой рэйверов и завсегдатаев ночных клубов. Когда другие фирмы вступили в борьбу за рынок спортивной молодежной одежды, Nike вложила средства в создание «быстрого костюма» (Swift Suite), придававшего телу «аэродинамические» силы. Вскоре другие компании последовали этому примеру. Одежда, создававшаяся для «людей спорта и музыки», стала модной повсюду.

Гибридная одежда, помещающаяся между спортивной и модной, стала той точкой, где встречаются одежда для активного образа жизни, prêt-à-porter (фр. — готовое платье) и утонченный мир высокой моды. Теперь бегуны могут надевать цельные костюмы из синтетики с высокими аэродинамическими свойствами; эластичный каплевидный тюль используется для производства спортивных маек, а блестящие колготки — для бега. Практичные и декоративные, они в равной степени годятся и для выхода в свет, и для активного отдыха (O'Mahony and Brad-dock 2002:140-1).


Появление цельного костюма для скоростного плавания подняло планку рекордов еще выше, что продемонстрировали Олимпийские игры 2000 года. Так, конструкция и материал нового костюма для плавания подражали необычным свойствам акульей кожи. Костюм облегал тело, уменьшал сопротивление воды, сжимал мускулатуру таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность, и вскоре преобразовал само спортивное плавание.

Новая версия костюма (модель FSII), созданная к Олимпийским играм 2004 года в Афинах, копирует кожу акулы, в ее разработке использовались те же методы вычислительной гидродинамики, что и для автомобилей Формулы-1 и яхт, участвующих в Кубке Америки. В рекламе фирмы Speedo, производящей эти костюмы, ведущие пловцы (включая таких, как Майкл Клим, Грант Хакетт, Дженни Томпсон, Ленни Крайзельбург и Инге де Брюин) описывались как «люди-рыбы» и «девушки-акулы».

 

Fast Skin FSII



И вновь технология цельных облегающих костюмов перешла в другие виды спорта (например, легкую атлетику, нетбол*) и в обыденную одежду (нижнее белье, одежда для занятий гимнастикой). Так называемая гимнастическая одежда соединяет в себе последние достижения в технологии спортивной одежды с высокой модой, отмеченной известными брэндами. Гетры и теплые носки — один из примеров спортивной формы, пришедшей как в высокую моду, так и в повседневный быт. Ставшая популярной благодаря пляжному волейболу, эта одежда содержит синтетическое волокно; микроволоконная технология изменила многие элементы спортивной одежды — от цельных костюмов до футбольной обуви.
----------------------
* Нетбол (netball) — род женского баскетбола.

Последняя глава в истории спортивной одежды - появление тканей нового поколения, несущих в себе функции температурного контроля, встроенную вентиляцию, механизмы поддержания влажности, содержания витаминов, выделения стероидов. В преддверии Олимпийских игр в Афинах в 2004 году олимпийская сборная Австралии заключила эксклюзивный договор с фирмой Nike на производство формы. Составной частью формы стал «охлаждающий жилет», в который можно было вложить восемнадцать пакетов со льдом. Жилет позволял спортсменам активно работать на 19% дольше. Хотя специалисты из Nike утверждали, что их жилет является последним словом техники, Австралийский институт спорта поддерживал свою собственную разработку — «новый высокотехнологичный охлаждающий жилет, использующий для охлаждения тела спортсмена не лед, а полимеры с переменной фазой». Утверждалось, что «новый жилет значительно превосходит старый, использующий лед». Хотя на Олимпийских играх 2004 года был использован жилет на основе льда, легко было с уверенностью предсказать, что высокотехнологичные жилеты появятся на мировой арене очень скоро. В других компонентах олимпийской формы тоже использовались теплорегулирующие приспособления: «вентиляционные прокладки и дышащие ткани», что показывает, как быстро внедряются новые достижения и совершенствуются старые подходы к спортивной одежде.

Сейчас разрабатываются модели спортивной формы с встроенными системами связи. И хотя в настоящий момент встроенные в одежду провода вызывают проблемы при стирке, в конечном итоге эта проблема будет решена. Уже сейчас Phillips производит цельные костюмы с сенсорной системой, встроенным освещением и пейджером. Возможности применений научных достижений к спортивной и обычной одежде поистине поражают воображение.

Революционные изменения коснулись даже традиционного тренировочного костюма. Одним из первых применений новых синтетических волокон в спортивной одежде было ворсистое джерси, которое согревало спортсмена. Это произошло в 1960-е годы. В конце 1970-х тренировочные костюмы сначала частично, а потом целиком состояли из синтетики. Они стали легче, теплее, красивее и, кроме того, сделались водонепроницаемыми. В 1980-е годы тренировочный костюм стал популярной одеждой для отдыха (он даже считался национальной австралийской одеждой), а в 1990-е его уже использовали для прогулок пожилые люди (его предпочитали носить в домах престарелых). Можно было бы подумать, что это смертный приговор традиционному тренировочному костюму (бесформенному, выцветшему, мешковатому), однако он выжил и стал модной одеждой для музыкантов стиля хип-хоп, рэперов, поп-звезд, спортивных и кинознаменитостей. Тренировочный костюм нового тысячелетия — это ультрамодная одежда. Так, на церемонии открытия Игр Содружества в Манчестере в 2002 году Дэвид Бэкхем был одет в специально созданный к этому событию ослепительно белый тренировочный костюм с циркониевыми кубиками.


ОТ СТИЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ К СПОРТИВНОМУ СТИЛЮ

С течением времени одежда стала свободнее, менее формальной, более приспособленной для досуга и отдыха: «универсальная одежда пересекла ролевые границы». В наибольшей степени эти тенденции сказались на спортивной одежде.

Проектирование спортивной одежды стало основным занятием многих дизайнеров. Созданные ими модели брюк военного покроя, кофт с капюшонами, жилетов с начесом и курток на молниях играют значительную роль в недавних коллекциях. Многие виды одежды копируют зимнее или альпинистское обмундирование и называются «гималайской» или «патагонской».

Дорогая и модная спортивная обувь выпускается и хранится на складах небольшими партиями, чтобы сделать покупки эксклюзивными: «Мы закупаем ограниченное число экземпляров каждой модели (несколько сотен), с тем чтобы их можно было продать за пару недель. Это поддерживает ажиотаж». Некоторые покупатели приобретают специальные модели обуви в качестве вложения денег, не намереваясь их носить. Действительно, коллекционирование спортивных туфель и кроссовок стало распространенным хобби, некоторые коллекции достигают 500 экземпляров.

В США объем производства спортивной обуви оценивается более чем в 16 миллиардов долларов ежегодно. При этом только пятая часть используется для спорта, а остальное — «для жизни». Неудивительно, что модельеры включились в борьбу за создание «престижных кроссовок» для модников: на рынке спортивной одежды идет война между шиком и функциональностью, и шик побеждает.

Впрочем, некоторые виды спорта сопротивляются новым подходам к спортивной одежде — примерами служат теннис, бейсбол и футбол. Другие виды спорта легко воспринимают нововведения — например, в велоспорте, лыжном спорте, плавании в качестве стандартной одежды были приняты цельные костюмы. Характерен следующий пример: сборная Камеруна по футболу в 2004 году в соревнованиях на Кубок Африки в Тунисе решила перейти на микроволоконные цельные костюмы. Тем самым спортсмены нарушили важные футбольные соглашения — по правилам FIFA футбольная форма должна состоять из двух частей, попытка камерунцев доказать, что они просто соединили вместе «две части», оказалась тщетной. Несмотря на это, можно предполагать, что со временем и в футболе укоренится цельный костюм, соответствующий климатическим условиям и сделанный из эргономичной ткани.

По мнению некоторых исследователей, мы являемся свидетелями нового диалога между спортивными специалистами и дизайнерами, диалога который

разрушил традиционную схему моды и сделал границы между модой и спортом менее очевидными. Мода научилась у спорта приемам защиты и экипировки тела, а спорт — тому, как украшать тело и подгонять одежду к его формам. Чувство полезности, функциональности, эффективности и универсальности, характерное для спорта, движет моду вперед (Quinn 2002:199).

Как ни странно, в некотором смысле это возрождение фундаментальных принципов, которыми руководствовались примитивные общества, например, инуиты («настоящие люди» — канадские эскимосы), делавшие для защиты от влаги сапоги из тюленьей кожи, или скандинавы, вязавшие для рыбаков рукавицы с двумя пальцами из человеческих волос. Возможно, колесо моды сделало полный оборот, а увлеченность спортом заставила нас пересмотреть представления об одежде и функционировании тела вообще.
 

 

с. 147-154

следующая страница