Истоки современной спортивной одежды

Мы почти не найдем исследований, освещающих историю возникновения спортивной формы и отвечающих на вопрос, почему она оказала столь значительное влияние на современную повседневную одежду. Между тем в современной швейной промышленности свободная повседневная одежда называется «спортивной», и это лучшее подтверждение тому, сколь значительно влияние спортивной формы на наши представления об одежде вообще. Чтобы избежать путаницы, я различаю спортивную одежду (ту, которую люди носят, занимаясь спортом) и одежду спортивного типа (т. е. одежду свободного покроя, внешне напоминающую спортивную).

 

Two men playing early form of billiards, 1610

Two men playing early form of billiards, 1610



Эволюция спортивной формы отражала изменения взглядов на тело и изменения гендерных представлений. Не случайно ее история тесно взаимосвязана с историей потребительской культуры. Уже возникновение спортивной формы обнажает взаимосвязи между рядом противоположностей: регулярностью и экспериментами, моральностью и аморальностью, дисциплиной и нарушением правил, мужественностью и женственностью. Спортивную одежду можно рассматривать как модель повседневного платья, в которой постоянно проявляется борьба между традицией и экспериментами. Возможно, именно распространенность спортивной одежды делает ее незаметной: она стала столь привычной, что нет нужды что-то комментировать. Между тем в одном из немногочисленных посвященных ей исследований говорится:

Истоки современной спортивной одежды можно найти в охотничьих одеяниях, созданных для первых коллективных охот. Эти одежды отличались функциональностью и защитными свойствами, позволяли их носителям двигаться легко и с удобством (Braddock and O'Mahony 2002).

 

Bromley, William, Tennis Champion 1769-1842

Bromley, William, Tennis Champion 1769-1842



Такая одежда была украшена символическими рисунками, предназначенными для отпугивания или привлечения (в определенном смысле это и сейчас характерно для одежды спортивного типа). Она была сделана из материалов, позволявших использовать ее в любую погоду, — будь то ткань, мех или кожа (например тюленья кожа).

Развитие одежды спортивного типа неразрывно связано с возникновением современных способов социальной организации, в частности передвижения больших групп людей, в особенности в Новом Свете. Характерно, что историю спортивной одежды и одежды как таковой в Северной Америке сложно изучать отдельно. Несмотря на попытки подражать Европе в том, что касается формальной одежды, одежду в Америке «выдумывали заново», на ее создание оказывали влияние местные коды — местные условия массового производства, рыночных отношений и новой практики потребления. Так что одежда спортивного типа — прежде всего американский феномен, хотя она и распространилась повсеместно.

В исследованиях, посвященных истории отдельных видов спорта (например, крикета, футбола, тенниса) можно найти описания развития соответствующей спортивной одежды. Отдельные сведения приводятся и в работах по истории моды. Не обойдено вниманием развитие спортивной женской одежды, современных спортивных брендов, а также одежды для отдыха. Но как свести воедино эти «истории» спортивной формы?

 

Detail of Minoan Fresco of Two Men Boxing

Detail of Minoan Fresco of Two Men Boxing
National Archaeological Museum in Athens



Вопреки распространенному мнению, спортивная одежда не является новым феноменом, а имеет довольно много предшественников. Историк моды Джеймс Лейвер утверждает, что спортивная одежда была составной частью развития современной мужской одежды. Он полагает, что уже в XVII столетии «различные виды мужского платья развивались из одежды спортивного типа», и определяет одежду сельской аристократии для верховой езды как первый тип специализированной спортивной формы.

Специализированная спортивная женская одежда возникла позднее. Хотя она повлияла на повседневное женское платье, последующее ее развитие определялось противоречиями между образом «спортивной женщины» и идеалами женственности. Иными словами:

Определения атлета и сильного мужчины были синонимичны до невероятной степени. Только война могла соперничать со спортом как область, где можно проявить мужественное поведение. Однако сочетание слов «женщина» и «атлет» долгое время рассматривалось как внутренне противоречивое (Laver 1995).

Поэтому спортивная женская одежда имеет более противоречивую историю. Это связано с обнажением женского тела, сексуальностью, а также с «неженственным» поведением и внешним видом. Самая дискуссионная тема — «двуполые» детали этой одежды: брюки, шорты, трико, обнаженные части тела. Элизабет Уилсон отмечает:

Возможно, самым крупным событием в моде XX века оказалось то, что женщины стали носить брюки. Столетиями ноги западных женщин были скрыты, а брюки и панталоны носили только актрисы, акробатки и представительницы других «сомнительных» профессий. Парадоксально, что в исламских культурах женщины всегда носили брюки и мужские халаты, но в западном мире до 1900-х годов носили брюки и показывали ноги только женщины-рабочие (и то только тогда, когда они были заняты самой грубой работой) и эстрадные актрисы. При этом их моральный облик подвергался сомнению.

 

Young Women Exercising Late Antique Roman Mosaic

Young Women Exercising Late Antique Roman Mosaic
Villa Romana del Casale, Piazza Armerina, Sicily, Italy



Если принять аргументы Уилсон, окажется, что в центре развития женской моды лежала женская сексуальность; любая спортивная одежда, обнажающая нижнюю часть тела, вызывала споры. Трусы, трико, колготки, купальные и гимнастические костюмы — типичные объекты этих споров. Если у женщин такая одежда становится привычной с течением длительного времени, то в случае мужчин это происходит значительно быстрее. Примеры можно найти в истории многих мужских видов спорта: плавания, гимнастики, легкой атлетики, конькобежного и велоспорта, тяжелой атлетики и серфинга. Во всех видах спорта появление специфической женской одежды вызывает одни и те же требования соблюдения скромности. И решения предлагаются одни и те же: защитные щитки, юбки, свободные шорты и т. п. Подобные споры — отражение более общей дискуссии о роли женщин и женственности в обществе. В этом смысле женская спортивная одежда является нарушением правил.


К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СПОРТИВНОЙ ФОРМЫ И СПОРТИВНОЙ ОДЕЖДЫ

Определим группы, члены которых носят спортивную одежду. Наиболее распространены игроки и участники. К ним могут относиться не только профессионалы, но и любители, причем у каждой категории существуют свои правила, относящиеся к спортивной одежде. Профессиональные спортсмены часто поддерживаются крупными фирмами — производителями спортивной одежды, причем для некоторых из них создаются специальные модели. Другие принимают стиль, выбранный в том или ином клубе или школе. Мы должны различать индивидуальных спортсменов и спортивные команды.

Другую группу приверженцев спортивной одежды образуют болельщики и зрители спортивных состязаний. Представители этой категории могут одеваться, копируя форму своих кумиров (например футбольные болельщики), или носить одежду, удобную для посещения состязаний и отражающую их пристрастия. Еще одну, растущую группу людей, одетых в спортивную форму, можно найти вне стадионов — на больших улицах, в клубах, в школах, в которых не носят форму, и т. д. Влияние спортивной формы на гражданскую одежду более чем заметно, особенно в молодежной моде и одежде для отдыха.

Следует различать типы спортивной одежды по ее функциям и стилю. Некоторые виды спортивной одежды сперва были просто повседневным модным платьем, а впоследствии стали использоваться при занятиях спортом. Например, на одежду для крикета повлияла светская мода на бриджи, рубашки и пиджаки, которую затем сменила мода на белые брюки, цветные рубашки и, на какое-то время, на цилиндры. Предпочтение отдавалось белым фланелевым брюкам и блейзерам, а выбор цвета или полосок определялся принадлежностью к команде. Иногда блейзеры, на военный манер, обшивались по краю цветными шнурами. С течением времени предпочтительной обувью стали белые кожаные туфли. Некоторые команды, чтобы отличаться от других, стали повязывать цветные галстуки или пояса. Цилиндры в конечном итоге сменились соломенными шляпами, что можно объяснить скорее модой, нежели функциональной необходимостью.

К 1860-м годам одежда для игры в крикет - белые фланелевые брюки, белая рубашка, командный блейзер, кепка, вязаный свитер в арранском стиле (арранские свитеры происходят с острова Арран в Шотландии, где их вязали для местных рыбаков) стала стандартом и оставалась таковым более столетия. Она не всегда была практичной — белые брюки было трудно очищать от травяных пятен, кепки плохо защищали от солнца, блейзеры были неудобны, а в длинных брюках бывало жарко (в особенности когда крикет распространился в британских колониях). Несмотря на это, нововведениям сопротивлялись, и изменения произошли только тогда, когда австралийский медиамагнат Керри Паркер предложил новый формат игры — «однодневный крикет», в большей степени рассчитанный на широкую аудиторию и пригодный для показа по телевидению. В противоположность традиционной крикетной форме одеждой для однодневного крикета стала цветная «пижама», состоящая из свободной рубашки с воротником поло и свободных спортивных брюк с завязкой на поясе. Рукава могут быть как длинными, так и короткими, головным убором может служить кепка или шляпа. Рот, голени и пах защищены. Новая форма — не белая, а, как правило, очень красочная, с полосками и эмблемами спонсоров. Функциональные соображения до некоторой степени победили традицию, но белая форма сохранилась в квалификационных матчах, а над пижамами продолжают посмеиваться как над детской одеждой. Кроме того, в традиционной белой форме (длинные рукава, брюки, шляпа) по-прежнему играют молодежные команды. Форма с традиционными элементами сохранилась также в таких видах спорта, как теннис, крокет, боулинг на траве и боевые искусства.

Некоторые виды спорта по самой своей сути нуждаются в специальном защитном снаряжении, как, например, форма для фехтования, бокса, американского футбола, а также костюмы для подводного плавания и серфинга. В других видах спорта требуется одежда, помогающая повышать технические результаты. Сюда можно отнести костюмы для плавания, обувь и форму для легкой атлетики, гимнастики и велосипедного спорта. Есть виды спорта, требующие функциональной и практичной одежды: футбол, американский и австралийский футбол (австралийский футбол (или фути) — игра, близкая к регби. Возникла в Австралии как зимняя альтернатива крикету), регби, хоккей, легкая атлетика, баскетбол, спортивная ловля рыбы, спортивная ходьба. Некоторые виды спортивной формы образовываются под более сильным влиянием моды — такова форма яхтсменов, одежда для спортивной охоты, ранние виды формы велогонщиков, мотоциклистов, а также форма для серфинга, современного тенниса и пляжного волейбола. Наконец, следует различать неофициальную спортивную одежду (например, для любительского тенниса или футбольных тренировок) и официально утвержденную форму (для соревнований). История последней очень похожа на историю школьной и военной форм.

 

с. 123-129

следующая страница