Одежда стюардесс

Специализированная одежда появилась на коммерческих авиалиниях в начале Первой мировой войны, и неудивительно, что она внешне напоминала военную форму. Мужская форма, по сути, не отличалась от морской капитанской — темный (часто темно-синий) двубортный костюм с позолоченными пуговицами и галунами, капитанская фуражка с козырьком и золотым шитьем, белая рубашка и простой темный галстук. Многие термины пришли из флота: воздушное судно, старший офицер, стюард, бортпроводник, экипаж; пилот назывался капитаном. О флоте напоминали и шевроны на погонах, и морская символика, и даже само приветствие: «Добро пожаловать на борт». И это неудивительно, если вспомнить, что многие первые воздушные суда были гидросамолетами, их команды формировались из бывших стюардов океанских лайнеров, а программа обучения стюардов заимствовалась из торгового флота. Когда авиакомпания Qantas в 1938 году начала выполнять первые коммерческие полеты, ее служащие были одеты в однобортную габардиновую форму цвета хаки с ремнем и бронзовыми пуговицами, которые «выглядели очень по-военному» и требовали интенсивного ухода. В 1947 году эта форма была заменена синими офицерскими двубортными костюмами.

 

A flight attendant sets up a passengers meal on United Airlines, 1952

A flight attendant sets up a passengers meal on United Airlines, 1952



В противоположность солидной форме пилотов, одежда стюардов должна была отражать «услужливость» и «легкомысленность». Как отмечает Фассел, «первоначально было много сомнений в том, что должны надевать стюардессы и как их следует назвать. Поначалу их одевали как служанок, медсестер и даже хористок».


Американские бортпроводницы «на земле носили зеленые костюмы, а в воздухе — белые халаты и шапочки или кепи». Главным для стюардессы было умение ухаживать за больными и готовить пищу, требования «миловидности и аккуратности» появятся позднее. В обучение входили уроки «косметики», парикмахерского искусства и этикета. Впрочем, уже тогда не все стюардессы выглядели как медицинские сестры. Например, стюардессы авиакомпаний Boeing, Swissair и Lufthansa одними из первых в Европе начали одеваться в строгие костюмы, трапециевидные юбки, головные уборы в армейском стиле и практичные туфли. Стюардессы австралийской авиакомпании Holyman Airways (которым, между прочим, разрешалось самим создавать свою форму) носили темные жакеты и юбки, украшенные бронзовыми пуговицами и позолоченными значками; под форму они надевали белую рубашку и черный галстук, обувались в туфли со шнуровкой, а на голове носили фуражку с бронзовой звездой, похожую на фуражки военно-воздушных сил США, которые, в свою очередь, копировали головной убор пехоты.

 

Stewardess, 1960



В 1948 году компания Qantas стала брать на работу женщин и экипировала их следующим образом:

Наша форма состояла из белых хлопковых платьев для тропиков, зимней синей формы (юбка и жакет с белой блузкой и синим галстуком), синих туфель на средних каблуках и со шнуровкой, фильдеперсовых чулок со швом (военных времен), синей сумки, синей шинели, синей фуражки (которую следовало носить над правой бровью), двух пар летних туфель в тон одежде и многочисленных фирменных золотых пуговиц компании Qantas. Были у нас также синие лайковые перчатки (Mcintosh 2001:129).

Хотя теоретически считалось, что эта одежда изящна и модна, реальность была несколько иной. Одна из стюардесс вспоминает:

Мы думали, что наша форма превосходна и уникальна, и не предполагали, что увидим то же самое во всех аэропортах мира. Наши белые льняные платья, предназначенные для тропиков, мялись во время работы и как магнит притягивали грязь. В зонах с умеренным климатом мы надевали практичный синий костюм с белой рубашкой и синим галстуком. Пиджаки были украшены бронзовыми пуговицами с символикой фирмы. Мы должны были полировать эти пуговицы до блеска. Одежда напоминала форму морских офицеров, и в ней не было ничего женственного. Однако вскоре мы научились лихо заламывать наши фуражки, хотя это не было предусмотрено правилами, и стали носить прозрачные, а не плотные форменные чулки. Мы стали обуваться в соблазнительные модные туфли на высоких каблуках, а не в практичные туфли со шнурками. Мы поняли, что важно не то, что ты носишь, а как ты носишь (Mcintosh 2003:33-4).

Военный стиль продолжал оказывать влияние, но форму стюардесс стали шить из тканей светлых оттенков — белых или кремовых. В 1949 году на рекламном плакате компании Australian National Airways (A.N.A.) была изображена блондинка в пилотке, белой рубашке и строгом жакете. Рекламу сопровождал текст: «ДАМЫ РАБОТАЮТ: Ваша стюардесса из A.N.A. — опытный работник, очаровательная, умелая и высококвалифицированная молодая женщина, которая поможет вам получить удовольствие от полета». Сопровождающие фотографии изображали ее как «детского психолога», «разносчицу вкусной еды», «друга пожилых пассажиров», «эксперта по путешествиям» и «хранительницу вашего личного покоя».

 

Stewardess ca. 1960s



К 1950-м годам в форме стюардессы перемешались самые разные традиции, блузка и юбка медсестер соединялись с военной символикой бронзовых пуговиц, погонов и золотой эмблемы на строгом пиджаке. Такой тип одежды представлял собой попытку представить работу стюардессы и как заботливой няни, и как опытного и дисциплинированного профессионала. Стюардессы становились «общественным лицом авиакомпаний, воплощением корпорации», и их внешнему виду предавалось все большее значение. Тем не менее и в 1950-е и 1960-е годы этот новый глянцевый облик сосуществовал с представлением о стюардессе как о пустоголовой «секс-бомбе», транслировавшемся в многочисленных фильмах и книгах, в журналах и даже рекламе. В 1967 году можно было встретить такой рекламный лозунг: «Авиакомпания Braniff International предлагает пассажирам красоток, которые несколько раз переодеваются и заканчивают полет в облегающих шортах». А в 1971-м такой: «Я — Шерил. Лети на мне».
--------------------------
* Braniff International Airways — американская авиакомпания, существовавшая с 1928 по 1982 г. Ее рекламным слоганом были слова End of the plain plane (конец простым самолетам). Принадлежавшие ей самолеты окрашивались в яркие цвета, а пассажирам предлагались различные «развлечения» типа, описываемого в тексте.

К стюардессам предъявлялись особо жесткие требования, касавшиеся одежды, прически и манер; появились почти сюрреалистические правила, определявшие их «внешний вид» в целом. Когда в 1953 году компания Qantas модернизировала униформу своих стюардесс, введя пиджаки без отворотов и (к большой радости девушек) отменив галстуки, она ввела и некоторые обязательные требования к прическам: либо короткие волосы, либо парик! Как вспоминает одна из стюардесс, «хотя новая форма понравилась некоторым членам экипажа, по международным стандартам она устарела, а кто-то из элегантных ньюйоркцев даже заметил: «Должно быть, они служат в русском флоте» «Спустя шесть лет Qantas отказалась от синей формы в пользу цвета «зеленых джунглей»: был избран классический стиль — строгое платье, изящная юбка, съемные золотые пуговицы с гербом, шалевый воротник, подчеркивавший простоту жакета без воротника.

 

Jean-Louis Petriat and Lotfi Belhassine, heads of Air Liberte airlines, with stewardesses

Jean-Louis Petriat and Lotfi Belhassine, heads of Air Liberte airlines, with stewardesses

 



1960-е годы — золотой век профессии стюардессы: в эту эпоху она стала синонимом свободы, успеха и космополитического образа жизни. Форма отражала новые веяния в стиле; военная тема слилась с современными модными тенденциями. Для этого стиля были характерны навеянные творчеством Кардена жакеты без воротника с круглым или V-образным вырезом, платья-пальто, сапоги до колен, шляпки-коробочки и мини-юбки. В 1965 году Эмилио Пуччи разработал для компании Braniff International акриловую форму цвета розовой фуксии, мгновенно ставшей очень модной. В 1964 году Qantas перешла на платье цвета морской волны и жакеты без воротничков, а в 1969-м - на мини-платье колоколом цвета жженого коралла, короткий жакет и «шляпку-пудреницу» в стиле Джеки Кеннеди. Поворот к более строгому облику произошел в 1971 году вместе с переходом на синее платье: синий жакет с золотыми пуговицами, пальто цвета «красное танго» и синяя шляпка с красными полосами, за которую форму прозвали «красный паук». В гардероб также входили белые перчатки, черная сумочка и сапоги.

Стиль этот прожил недолго, и в 1974-м Эмилио Пуччи стал первым международным дизайнером, сделавшим новую форму для Qantas:

Пришедший в 1970-е годы стиль flower power (англ. — власть цветов, стиль и лозунг, возникший в движении хиппи) реализовался в ранее не виданной форме — в цветах и сделанной из полиэстра. Во-первых, никаких шляп, вместо них — удобная косынка (существенная для Бахрейна!). Платья с длинными или короткими рукавами. Экипировка состояла из многих частей: зеленая юбка и жакет (последний можно было носить и поверх платья), коралловая юбка и жакет, а также пальто из чистой австралийской шерсти (зеленое или коралловое). Туфли, сумочка и колготки были синего цвета. Эту форму продолжали носить и в 80-е годы. (Mcintosh 2003:133—4).

Соответствующим образом изменилось и восприятие стюардесс: за ними закрепился образ молодых игривых красоток, «куколок», «девушек из племени Пуччи». Многие дизайнеры занялись формой для стюардесс: Май-ла Шоен для Alitalia, Пьер Балмейн для Singapore Airlines и Ханае Мори для Japan Airlines, Армани для Alitalia, Пьер Карден для Pakistan International Airways. Созданный Пьером Балмейном «саронг кебая» (женская кофта с длинными рукавами в Индонезии), выражавший западное восприятие азиатской женственности, имел особый успех. Недаром восковая фигура сингапурской девушки в этом костюме была в 1993 году помещена в галерею мадам Тюссо в Лондоне.

Стюардессы Southwest Airlines обязаны дизайнерам появлением шорт в обтяжку (1973), стюардессы National Airlines — тигровых жакетов (1971), стюардессы Air India — салвар-камиз* (1971) (салвар — индийские брюки, камиз (или камеез) — индийская рубашка). Общая тенденция состояла в том, что форма приобретала более простой вид, лишалась военных элементов, становилась более легкомысленной. Именно в этот период была создана форма, состоящая из деталей, которые можно комбинировать в различных сочетаниях, а включение в костюм стюардесс национальных мотивов придавало авиалиниям отчетливую узнаваемость.

К 1980-м годам форма опять становится более аскетичной, появляются подложенные плечи, призванные усилить чувство власти. Появляются стюарды-мужчины, что кардинальным образом изменяет систему представлений о полетном обслуживании пассажиров. Уходит в прошлое представление о стюардессах как о красотках, которые должны радовать глаз, тщательно следить за своим весом, прической, косметикой и которых моментально увольняли, если они выходили замуж или беременели. Теперь стюардессой могла стать женщина с любой фигурой, любого роста, возраста и национальности. Смягчились и правила ношения формы. На некоторых авиалиниях было даже разрешено носить брюки. Все это отразилось в моделях формы, созданных для Qanto Ивом Сен Лораном в 1985 году и Джорджем Гроссом и Гарри Ху в 1993-м. В обоих проектах дизайнеры вернулись к синим пиджакам и юбкам (или серым брюкам) и к блузкам, сшитым из ткани с рисунком «летающий кенгуру» (так называли авиакомпанию Qantas из-за фигурки кенгуру, изображенной на хвостах принадлежавших ей самолетов).

Между тем некоторые авиакомпании не отказались и от военных коннотаций униформы. Eastern Airlines сохранили «слишком военный вид» стюардесс, мотивируя это тем, что нападения в полете заметно сократились после введения формы.

Когда после событий 11 сентября 2001 года воздушные суда стала сопровождать специальная охрана, авиакомпании столкнулись с новой дилеммой: должны ли охранники выглядеть как военный персонал или их форма должна напоминать форму шерифов? Если же одевать их в гражданское, то существует риск, что их спутают с террористами, когда им придется выполнять в полете свою работу.

Современные виды формы соединяют в себе традиции и требования сегодняшнего дня. Вот, например, описание новой формы компании Qantas: «корпоративная, консервативная, эластичная. И почти целиком угольно-черная. Она заменила форму свободного покроя, с широкими плечами, со множеством золотых пуговиц. Новая форма узка, скромна, с однобортными пиджаками». Отметим переход к более традиционному способу подчеркивания авторитета, использованию черной эластичной ткани. Такой возврат к традиционности был смягчен добавлением к костюму галстука (у мужчин) и платка (у женщин), сделанных из материи со специально заказанными рисунками. Рисунки были выполнены в стиле баларинджи* и представляли собой абстрактные изображения бумерангов и были исполнены в специальной «точечной» технике, называемой wirriyarra, — коричневого или синего цветов для наземного персонала и цвета охры для летного персонала. По мнению компании, в этом дизайне бумеранг — традиционная эмблема Австралии — должен стать «динамичным символом, дающим всем австралийцам общее чувство единства».
-------------------------
* Стиль баларинджи (balarinji) — декоративный стиль, разработанный в Австралии около 20 лет назад и получивший широкое распространение в прикладном дизайне. Использует мотивы искусства австралийских аборигенов.

Ушли в прошлое те времена, когда можно было произвольным образом сочетать различные составляющие формы. При этом и сегодняшняя форма не слишком удобна, когда, например, приходится работать в жарких и влажных условиях тропиков. Эксперименты продолжаются: главный соперник Qantas на внутренних линиях, компания Virgin Blue, ввела новую форму, состоящую из модных брюк с заниженной талией, белой рубашки с рукавами в три четверти и красного свитера. Авиакомпании азиатских и мусульманских стран предпочли консервативную форму с налетом моды. Например, форма стюардов компании Бахрейна и Омана Gulf Air состоит из синего классического костюма и фуражки в военном стиле, обшитой золотом. Женский вариант предусматривает скромную бледно-голубую косынку, которая носится под фуражкой и закрывает горло, или синий с золотом шейный платок и непокрытую голову. Компания Singapore Airlines выбрала модную версию традиционного жакета без воротничка, сшитого из батика, и юбку-карандаш.

В острой конкурентной борьбе авиакомпании сражались за дизайнеров, стараясь получить такие модели, которые были бы красивы, привлекали внимание и не были бы чересчур экстравагантными (например, такими, как обтягивающие шорты, которые носили стюардессы американской компании Southwest Airlines). И все же если форма классического покроя может существовать десятилетия, то новомодная не проживет и несколько лет.

Вот размышления, обнародованные безымянным посетителем сайта Pilots' Rumor Network

«Я полагаю, что исторически форма пришла из флота/ армии, но сейчас все это кажется далеким и не имеющим значения. Почему не носить просто удобную одежду? Известно ли кому-нибудь хоть одно исследование, которое доказывает, что пассажиров успокаивают форма, золотые нашивки, фуражки и т. п.? Говорит ли форма о том, как пилоты воспринимают себя сами?»

Впрочем, больше всего в форме ценится возможность идентифицировать принадлежность к той или иной авиакомпании. На рекламном плакате компании Ansett Airlines, популярной в 1970-е годы, была изображена голая стюардесса, завернутая в занавеску. Надпись гласила: «Если стюардесса — без формы, узнаете ли вы, какой компанией вы летите?»

 

с. 103-112

следующая страница