Форма преподавателей

Ношение преподавателями специальной одежды -старая европейская традиция, берущая начало в Средневековье и связанная с церковными основами образования. Поэтому академическое платье сохранило многие черты платья церковного — длинная мантия или роба с отделкой на воротнике, спине и рукавах, специальной формы головной убор, капюшон и галстук. Обычно мантия была черного цвета, но высокопоставленные лица (ректоры и их заместители) часто носили цветные шелковые, украшенные парчой робы, близкие к тем, которые носят папы и архиепископы.

 

Doctors at the Universite de Paris

Doctors at the Universite de Paris. A 19th century version of an original miniature from "Chants Royaux," held at the Bibliotheque Nationale de France, Paris, France



Сегодня преподаватели, как правило, одеваются в обычное платье, за исключением таких случаев, как церемонии окончания университета или защиты диссертаций. Тем не менее с возникновением новых университетов и новых ученых степеней появляются и новые виды официальной академической одежды — меняются цвета мантий, типы отделки капюшонов, головных уборов, появляются различные знаки (например, яркие ленты), обозначающие ученые степени.

Однако в целом те дни, когда преподаватели ходили на занятия в мантиях, ушли в прошлое, и нормой стала повседневная одежда. Это, как правило, небрежного вида рубашки (например поло) и хлопковые брюки у мужчин и небрежный верх с брюками или джинсами — у женщин. Во время конференций планка поднимается на одно деление — особенно в первый день или когда делается доклад. Тогда мужчины переодеваются в цветную деловую рубашку и слаксы и, возможно, в спортивный или твидовый пиджак. Женщины же могут надеть сверхмодный верх с юбкой, но не с брюками. К этому иногда добавляется строгий жакет. Платок, драгоценности, высокие каблуки и даже косметика завершают облик и придают ему индивидуальность. Читая лекции, посещая важные совещания или встречаясь с коллегами, люди академических профессий выбирают что-нибудь промежуточное между двумя имеющимися кодами. И хотя может показаться, что «для ученого не имеет значения, как он одевается — от Гуччи, в габардин или в стиле грандж», выбор академического платья основан на неформальных, но глубоко коренящихся правилах. Так, «деловой костюм в представлении женщины из академической среды является выражением худшего, что есть в мужской и женской культурах, — он выражает собой усредненный профессионализм, недостойный «истинного интеллектуала», а колготки и высокие каблуки еще и усугубляют дискомфорт. Деловые костюмы (power suits) являлись в 1980-е гг. символом процветающего бизнесмена.

 

In the Schoolroom by Theophile Emmanuel Duverger ca. 1860

In the Schoolroom by Theophile Emmanuel Duverger ca. 1860



Студенты также пользуются многообразными кодами, связанными с одеждой. До 1970-х годов в некоторых американских университетах студентам запрещалось ходить в джинсах, а студенткам — в любых брюках. С ослаблением правил такого рода студенты выработали свои собственные неформальные коды. Предпочтение отдается небрежному верху, брюкам или джинсам с кроссовками, и это создает на удивление стандартизованный облик, несмотря на стремление к свободе.

Форма других специалистов сохраняет некоторые отличительные элементы, но постепенно изменяется. Примерами таких профессий служат врачи, мясники, повара и, хотя это может показаться странным, военные. Низкая скорость изменений их формы показывает, что в этих профессиях важны смыслы надежности и постоянства. Вместе с тем это значит, что данные специализации склонны адаптироваться к требованиям времени. Многие врачи отказались от твидовых пиджаков с кожаными заплатами на локтях, сменили белые халаты на цветные или пользуются только фартуком. Но какие-то метки профессии остаются, а средства массовой информации предпочитают традиционные коды. Например, врач, делающий больничный обход, держит, как правило, в кармане пиджака стетоскоп, и это — легко узнаваемый сигнал.

 

с. 115-117

следующая страница