Сексуализация женской формы

Проблема формы для женщин является весьма болезненной. Это объясняется тем, что хотя изначально форма предназначена для ограничения и сдерживания тела и разума, в действительности она провоцирует необузданное поведение.

Как уже отмечалось, форма стала основой безнравственного поведения и сексуальных извращений. Японские школьницы нашли выгодный способ зарабатывать деньги после школы, красуясь перед мужчинами в своей матросской школьной форме. Как сказано в одном отчете,

до 10 тысяч школьниц в Токио зарабатывают дополнительные деньги, позируя для профессиональных распространителей порнографии, продавая в секс-шопы свою форму и нижнее белье или работая в системах «секс по телефону» (Anon. 1994).

 

Японская школьница в матросской школьной форме



Кинселла, анализируя увлечение японцев школьницами в форме, которые становятся фетишизированными объектами в проституции и — шире — в поп-культуре, связывает это с отсутствием самоидентификации личности в современной Японии. Матросская школьная форма, изначально введенная для поощрения вестернизации японской культуры, неожиданно способствовала возникновению постмодернистской извращенной личности.

Между тем продолжается непрерывная борьба за то, чтобы сделать женскую форму более женственной и модной, смягчая ее линии и делая ее более приятной для глаза. Один из примеров относится к форме иранских школьниц. Правительственный указ, изданный в 2000 году, гласил, что в связи с либерализацией исламского государства разрешается носить форму более яркой окраски. Хотя по-прежнему предписывалось носить «накидки или свободные балахоны и косынки» поверх одежды, школьницам теперь разрешалось выбирать ткани розового, ярко-зеленого или светло-голубого цветов. В указе объяснялось, что разрешение выбирать яркие цвета имеет целью «вызвать чувства радости и надежды» и в то же время «сохранить духовное здоровье девочек». Такое изменение политики было призвано привести в соответствие коды, относящиеся к форме, с существующей точкой зрения на идеальное женское поведение. Однако позднее реванш фундаменталистов отменил эти реформы.

 

Marlene Dietrich wears the dress uniform of US Navy officer ca. 1940s

Marlene Dietrich wears the dress uniform of US Navy officer ca. 1940s



В это же время в Англии родители боролись за право для своих дочерей ходить в брюках в те школы, которые по-прежнему требовали ношения юбок. Например, в школе Wickham Comprehensive в городе Гейтсхед утверждали, что запрет на ношение девочками брюк «отражает организованный, в высшей степени академичный и в то же время заботливый характер учебного заведения». Они отвергали аргументы о том, что брюки защищают девочек от сексуальных нападений, позволяют отказаться от дорогих и непрактичных колготок и закрывают многолетнюю дискуссию о дозволенной длине юбок. Тот факт, что эти запреты по-прежнему существуют и что в качестве полумеры используются кюлоты, показывает, что вопросы сексуальности остаются предметом беспокойства. При этом, как только разрешили носить брюки, был сделан ответный шаг. В июне 2004 года в английских средних школах девочкам запретили носить юбки, поскольку «многие носят неподобающе короткие юбки», что «не годится для езды на велосипеде». Паника по поводу того, что девочки слишком обнажают свое тело, продолжается: «Девочек нужно защищать от самих себя». С другой стороны, в некоторых странах имели место дебаты по поводу права мусульманских девочек ходить в школу в строгих исламских одеждах — жилбабе и хиджабе. Австралийскому футбольному судье пригрозили дисциплинарными мерами за то, что пытался запретить игрокам выходить на поле в хиджабе.

Постоянно возникающие дилеммы, связанные с формой для женщин и девушек, отражают внутренне противоречивую природу формы. Проблема правильной формы для женщин, в особенности когда они работают на официальной должности, занимаются физической деятельностью или подвергаются потенциальной опасности, по-прежнему не решена.

 

American actress Jessica Simpson dressed in an Army uniform for a movie roll

American actress Jessica Simpson dressed in an Army uniform for a movie roll

 


Цель формы (порядок и контроль) постоянно напоминает о ее социально-культурных основах — контроле над телом и разумом с помощью военных и церковных коннотаций. Отсюда — постоянно возникающие военные и церковные элементы в форме. Мужчины, носящие форму, вызывают определенный набор ассоциаций, согласованных с другими аспектами мужественности. Напротив, женщины в форме неизбежно ассоциируются с двусмысленными и в высшей степени напряженными понятиями пола, сексуальности и чувственности. Сам образ женщины в форме наполнен сексуальным возбуждением и эротическими возможностями.

 

с. 94-96

следующая страница